Екатеринбург

Предвыборная программа Свердловского регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО»

07.09.2016


Предвыборная программа

Свердловского регионального отделения

Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО»

на выборах депутатов Законодательного Собрания Свердловской области

18 сентября 2016 года

 

Важнейшие социальные проблемы в образовании и здравоохранении

  Непрекращающаяся «оптимизация» системы образования сопровождается закрытием школ, учреждений дополнительного образования, интенсификацией труда работников, «вымыванием» из штата учреждений специалистов. Многообразие школ уже даже не декларируется и реально сворачивается. Качество общего и профессионального образования не соответствует требованиям нового технологического уклада и вызывает тревогу общества. Инновационная деятельность свернута. Переход на новый федеральный государственный образовательный стандарт не обеспечен необходимыми условиями, позволяющими достигать запланированных в них результатов.

    В значительной части регионов ликвидированы методические службы. Система оплаты труда не отражает реального вклада работников, не повышает престиж педагогических профессий и вынуждает увеличивать нагрузку в ущерб качеству. Материально-техническая база образовательных организаций не отвечает требованиям времени, нуждается в модернизации. Органы местного самоуправления из-за ограниченности местных бюджетов не справляются с содержанием зданий, непедагогического персонала и созданием необходимых для учебы условий.

    Во многом это происходит из-за того, что в государстве не сформулированы цели, которые оно ставит перед образованием. Образование не должно рассматриваться государством как патерналистская подачка обществу, как резерв для экономии или зарабатывания денег.

  Цель образования – формирование свободного, самостоятельного, ответственного профессионала и гражданина, нравственной личности.

   Такая цель позволит системе образования правильно выстроить свою стратегию и приоритеты, развивать работающие образовательные модели и правильно формировать и использовать ресурсы. Чтобы помочь человеку любого возраста стать более свободным, самостоятельным, ответственным и профессиональным, система образования должна быть общедоступной, демократичной, вариативной, личностно-ориентированной, творческой,  педагогически профессиональной и непрерывной.

Успешность развития страны, эффективность государства определяются уровнем здоровья нации. Первая задача государства – обеспечение охраны здоровья, а не лечение развившихся заболеваний. При должной организации здравоохранения возможно резкое снижение числа граждан, заболевших и нуждающихся в стационарной медицинской помощи.

  Сегодня российское здравоохранение неэффективно и не обеспечивает современных потребностей россиян в охране здоровья, повышении качества жизни и увеличении ее продолжительности.

  Растет уровень предотвратимой смертности, медицинская помощь становится все менее доступной, в том числе из-за необоснованной ликвидации (укрупнения) медицинских учреждений. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, российское население несет уже половину всех расходов на медицинскую помощь, что полностью нарушает конституционные права граждан.

    Утрачен ведущий принцип: охрана здоровья и медицинская помощь являются системой социального выравнивания. Особенно важно это в условиях выраженного неравенства в доходах и возможностях, поскольку перед лицом болезни и смерти все равны.

 

Местное самоуправление

    В соответствии с п. 4 ст. 16 Конституции Российской Федерации «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Однако нынешние реалии не оставляют сомнений в том, что базовые положения Конституции постепенно нивелируются. Европейская хартия местного самоуправления, которая по своей правовой природе является международным договором, ратифицирована Российской Федерацией в 1998 году.  Тем не менее, Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в редакциях за последние несколько лет полностью изменил саму структуру органов местного самоуправления, отменил, по сути,  выборность глав муниципалитетов, и в значительной степени отстранил население от решения вопросов местного значения. Поэтому одним из приоритетных направлений своей деятельности считаем восстановление утраченного статуса местного самоуправления в Свердловской области как важнейшего института гражданского общества. 

      

Высвобождение средств на социально острые нужды

    Политическая партия «ЯБЛОКО» в Законодательном Собрании Свердловской области будет добиваться сокращения раздутого чиновничьего госаппарата, прежде всего администраций Управленческих округов, как неэффективного и совершенно себя не оправдавшего элемента государственной структуры. Высвободившиеся средства считаем необходимым направить на развитие муниципальных образований, тем самым увеличивая их финансовую самостоятельность.

       Полагаем обязательным сократить расходы на ненужные, несущее лишь имиджевую нагрузку, проекты, такие как здание конгресс-холла и проч. Освободившиеся же средства планируем направить на следующие социальные мероприятия:

- остановить «оптимизацию» медицинских учреждений в Свердловской области, восстановить утраченный уровень заработной платы медицинского персонала;

- наладить парламентский контроль за чиновниками при осуществлении ими закупок для государственных и муниципальных нужд;

- сделать «прозрачной» деятельность Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области. Ввести обязательные и своевременные электронные тоги по выбору подрядчиков капремонтов. Добиться реальной, а не декларативной компенсации расходов на уплату взноса за капитальный ремонт для пенсионеров.

       Дети с полутора до трех лет должны быть обеспечены местами в ясельных группах детских садов. В настоящее время такие группы повсеместно закрываются, поэтому родители вынуждены либо сидеть дома с детьми, либо оплачивать коммерческие детские сады.

  Необходимо как можно быстрее разработать и внедрить региональную программу создания новых мест в общеобразовательных учреждениях с целью перевода всех школьников на обучение в первую смену, а также строительства новых зданий школ взамен ветхих.

 

Экология

   Учитывая непростую экологическую обстановку в регионе, увеличение финансирования областных экологических программ становится крайне важным.

 - Контроль за загрязняющими факторами окружающей среды, в особенности в городах с повышенной экологической нагрузкой и старопромышленных территориях,

- введение общественных экологических инспекций;

- осуществление мероприятий по повышению экологической ответственности промышленных предприятий за загрязнение территорий;

- обеспечение приоритетного финансирования вопросов, связанных с защитой особо охраняемых природных территорий;

- обеспечение контроля за обращением твердых бытовых отходов со стороны регионального оператора;

- обеспечение финансирования мероприятий по ликвидации ранее нанесенного ущерба от несанкционированных свалок должны стать составными элементами этих программ.

 

Экономика и бюджеты

    Партия «ЯБЛОКО» будет инициировать разработку и внесение в Государственную Думу Российской Федерации в порядке законодательной инициативы законопроекта об обязательной индексации пенсий.

  Необходима перестройка бюджетных отношений таким образом, чтобы обеспечить финансовую самостоятельность региональных и местных бюджетов, чтобы число дотационных регионов страны было уменьшено. 

   Необходимо уменьшение встречного движения денежных потоков между бюджетам разных уровней и, как следствие, транзакционных издержек. Встречные потоки обогащают бюрократию, а возвращаемые на территорию в виде межбюджетных трансфертов средства обесцениваются инфляцией. 

     Кроме того, необходимо, чтобы бюджет носил стимулирующий характер. Для успешного стимулирования развития регионов и муниципалитетов необходимо дать им свою налоговую базу. Выделение же средств из вышестоящих бюджетов территориям с низкими доходами производить на конкретные целевые проекты, направленные, например, на развитие образования, инфраструктуры, рост деловой активности и пр. Целесообразно повышать конкуренцию учреждениям бюджетной сферы со стороны частного бизнеса.

    Должен быть установлен жесткий контроль (реальный, а не формальный) за бюджетом на всех его стадиях (подготовка и планирование, исполнение, составление, внешняя проверка и утверждение отчета об исполнении бюджета), сокращение неэффективных расходов.

  Необходимо построение системы  непрерывного мониторинга с целью обеспечения законности, обоснованности, эффективности составления и исполнения доходов и расходов бюджета, контроль за бюджетным учетом и отчетностью, выявление, анализ причин и корректировка отклонений фактических показателей от планируемых, а также выявление и устранение финансовых нарушений.

     На стадии планирования бюджета должен проводиться качественный анализ  источников доходов, сумм прогнозируемых поступлений в бюджет, а также целей, которые необходимо достичь за счет имеющихся средств. В обязательном порядке необходимо проводить  оценку эффективности инвестиционных проектов и высокозатратных мероприятий, для которых планируется привлечение бюджетных средств, желательно независимыми экспертами, а также рассчитывать риски и выгоды от участия в них бюджета.

Целесообразно использование экономико-математические моделей формирования бюджетов с учетом требований их экономической надежности и эффективности.

   В условиях хрупкой экономической ситуации разумным было бы наличие в бюджете защищенных (приоритетных) и незащищенных статьей. К защищенным статьям должны быть отнесены расходы, обеспечивающие социальную и экономическую стабильность территории. Только при условии полного выполнения защищенных статей и отсутствии дефицита бюджета целесообразно рассматривать возможность вложения бюджетных средств в незащищенные статьи с обязательным расчетом эффективности таких расходов.

    При разработке государственных и муниципальных программ необходимо обеспечить взаимодополнение целей и задач разных программ, наличие корректных показателей их эффективности, а также в случае предоставления межбюджетных трансфертов в рамках реализации программы  наличие детального порядка их предоставления и использования, предусматривающего существование специфических особенностей территорий.   

     В ходе исполнения бюджета необходим непрерывный мониторинг бюджетных обязательств, в том числе с использованием информации, размещенной на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок, кассовое планирование обеспечение обязательств, соотнесение этих показателей с законом о бюджете, в случае расхождения - анализ и подготовка мотивированного суждения о его причинах, а также о способах корректировки.

  Должен осуществляться контроль за достижением целей, задач и эффективностью выполнения государственных и муниципальных программ, обоснованностью, целесообразностью и своевременностью предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов одного уровня бюджетам другого уровня.  

       Необходимо повышение финансовой и бюджетной дисциплины. Для этого необходимо обеспечение высокой прозрачности и открытости бюджетной системы, заинтересованности участников бюджетного процесса        в соблюдении всех норм и обязательств, формирование единой стратегии и методологии финансового контроля, неизбежной ответственности за нарушения и преступления в бюджетной сфере.

К контролю за формированием и использованием бюджетных средств целесообразно привлечение общественно-политических объединений и организаций, граждан, а также независимых экспертов (в первую очередь, при проверке использования бюджетных средств на строительство, модернизацию, капитальные ремонты объектов).

     Необходимо выходить с инициативой о несении определенными должностными лицами административной и уголовной ответственности не только за нецелевое, но и за неэффективное использование бюджетных средств. 

Дополнительные ссылки

Темы: